Животноводство > Лошади

Породы лошадей

(1/4) > >>

Михалыч:
b]Шетлендский пони[/b] — универсальная порода лошадей, широко распространенная во всем мире. Это одна из самых многочисленных конских пород вообще и самая популярная среди пород пони.


Юная всадница на шетлендском пони.
Внешний облик шетлендского пони знаком всем, ведь он стал своеобразным символом всех маленьких лошадок, но мало кто знает, что это одна из самых старых пород лошадей и притом не декоративная, а вполне рабочая . Местом происхождения этой породы являются Шетлендские острова у берегов Шотландии. Лошади на этих островах жили уже во втором тысячелетии до нашей эры, так как острова были относительно изолированы от континента, то можно предположить, что эти лошади и были прямыми предками современных пони. У шетлендских пони не было ярких представителей-родоначальников породы, ее формирование происходило постепенно в результате длительного отбора. Этот отбор в значительной степени определялся не только направленной селекцией человека, но и естественными условиями жизни лошадей.

Следует сказать, что жители шетлендских островов были небогаты, поэтому высокая культура сельского хозяйства им была неведома. Летом лошадей содержали на вольном выпасе, благо, сырой климат островов способствовал росту травы и не было необходимости тратиться на дополнительные корма. Но и зимой лошадей часто выпускали днем попастись на пастбище. Климат Шетлендских островов суровее, чем на о.Британия, зимой здесь постоянно лежит снег и нередки сильные морозы, поэтому шетлендские пони приспособились переносить любые тяготы погоды. Также они отличались неприхотливостью, здоровьем, долголетием.


Шетлендские пони привыкли к суровым зимам своей родины — Шетлендских островов.
Использовали их в нехитром местном хозяйстве — для вывоза торфа с болот и угля из шахт, перевозки грузов и всадников, на подсобных работах. В таких условиях на Шетлендских островах сформировалась универсальная порода, в равной степени годная и под седло, и под вьюк, и в упряжку. Местные лошадки — невзрачные, но очень сильные — привлекли внимание британских коннозаводчиков и в 1890 была создана племенная книга этой породы. С тех пор шетлендские пони распространились по всему миру, вторым после Великобритании центром их разведения стали США.


Шетлендский пони крепкого телосложения и похож на мини-тяжеловоза.
Шетлендские пони долгое время считались самой мелкой породой лошадей, но затем пальму первенства у них отняла порода фалабелла. Тем не менее шетлендские пони остаются одной из самых низкорослых пород (высота в холке 75-107 см). Несмотря на маленький рост эти лошади имеют крепкую конституцию. У них небольшая голова, часто с вогнутым профилем, маленькие уши и широко расставленные глаза. Шея короткая и мускулистая. Грудь и холка хорошо развиты. Спина короткая и широкая, круп округлый, а живот большой и провисающий. Конечности короткие, костистые, копыта крепкие, округлой формы. В целом лошадки этой породы выглядят совсем не декоративными (как это часто бывает с миниатюрными породами), а скорее похожи на маленьких тяжеловозов. Шетлендские пони американской селекции отличаются от классических европейских линий более высокими ногами и меньшей массивностью. Отличительная черта шетлендских пони — длинная, грубая шерсть на теле, очень длинные и густые грива и хвост. Такая шерсть защищала шетлендских пони от холода, сейчас при конюшенном содержании этих лошадок нередко стригут. В былые времена отбор шетлендских пони производили только по рабочим качествам, невзирая на экстерьер, поэтому сейчас в породе встречаются практически все масти. Чаще всего попадаются вороные, серые, рыжие, соловые, пегие и чубарые пони.


Шетлендский пони чубарой масти, которая редко встречается у других пород лошадей.
Движения шетлендских пони не отличаются пластичностью и резвостью, сказываются короткие ноги и рабочее прошлое породы. Рысь и галоп этих лошадок выглядят семенящими, тем не менее они легко преодолевают невысокие препятствия. Недостаточную резвость шетлендские пони с лихвой компенсируют огромной силой. «Огромная» стоит понимать буквально, ведь в пересчете на собственную массу тела шетлендские пони способны перевозить грузы, в 1,5-2 раза тяжелее, чем лошади других пород. Шетлендские пони, как и другие «незаводские» породы, отличаются умом и сообразительностью. Характер у них не соответствует миниатюрным размерам. Это смелые и самостоятельные лошадки, привыкшие заботится о себе сами и жить своим умом. Несмотря на доброту шетлендских пони, такая самостоятельность и сообразительность при содержании в конюшне может выливаться в капризы и упрямство. При воспитании пони следует помнить об этой особенности и не баловать их. Также не стоит перекармливать шетлендских пони, так как они легко набирают лишний вес.


В настоящее время шетлендские пони расстались со своим рабочим прошлым и являются спортивными и прогулочными лошадьми. Невзирая на маленький размер (который вроде бы ограничивает применение породы), пони широко используются в самых разных отраслях. В первую очередь это незаменимые лошади для детских конноспортивных клубов, езда верхом на пони сводит риск травматизма к минимуму, поэтому дети могут обучаться верховой езде на пони уже с 4 лет (на обычной лошади ребенку можно ездить не раньше 7-8-летнего возраста). В Западной Европе и США детский конный спорт составляет полноценное направление, здесь дети участвуют в гладких скачках и скачках с препятствиями, конкуре, разучивают элементы выездки. Естественно, во всех этих соревнованиях используются шетлендские пони. Взрослые также могут использовать шетлендских пони, но уже для соревнований экипажей.

Скачки с препятствиями для детей ничем не отличаются по сложности от соревнований для взрослых всадников. Шетлендские пони, принимающие участие в скачке, подстрижены так, что длинная шерсть осталась только на ногах.

Пони часто используются в детских оздоровительных курсах верховой езды — радиотерапии. Более того компактные размеры и ум этих лошадок побудили людей использовать шетлендских пони в качестве… поводырей для слепых. Конечно, в городской квартире пони содержать неудобно, а вот жителям загородных коттеджей иметь дело с мини-лошадкой иногда удобнее, чем с собакой. Для пони отводится отдельное помещение в доме с выходом на улицу, во время прогулок на них одевают специальные памперсы, они не отвлекаются на посторонние раздражители (запахи, кошек, чужих собак и т.д.), управлять ими легче, а живут они дольше собак. Вообще, эта порода отличается долговечностью, возраст в 30 лет для шетлендских пони не редкость. Кроме того эту породу часто содержат просто в качестве экспонатов в детских уголках зоопарков.

Мона Рамони — слепая мусульманка из штата Мичиган. Религиозные родители не позволяют ей держать дома собаку, поэтому она завела лошадь. Благодаря услугам пони-поводыря она успешно обучается в Мичиганском университете.

Михалыч:
Владимирская тяжеловозная порода

Владимирская порода формировалась в основном под влиянием тех же факторов, что и советская тяжеловозная. Ведущая улучшающая порода при этом выявилась лишь после довольно длительного периода скрещиваний местных лошадей с различными тяжеловозными породами иностранного происхождения, а также и с отечественными рысаками. А затем последовало разведение «в себе» многочисленной помесной группы. Такой ведущей породой в данном случае была клейдесдальская. В распространении клейдесдальской породы в районах, где позднее образовался владимирский тяжеловоз, значительную роль сыграл профессор П. Н. Кулешов, способствовавший закупкам и .завозу в страну (1910) клейдесдальских жеребцов, а также переводу уже в советское время этих производителей из Починковского конного завода в Гаврилово-Посадскую ГЗК Ивановской области. Благодаря деятельности этой государственной заводской конюшни к 1930-м годам в крестьянских хозяйствах и в колхозах зоны ее деятельности образовался столь значительный массив породных лошадей, что стала возможной и необходимой организация колхозных племенных коневодческих ферм и государственного племенного рассадника. С этого времени племенная работа с владимирской лошадью стала более целенаправленной, углубленной по существу методов отбора и подбора и единой для всего племенного поголовья лошадей.

Характерно, что при образовании владимирской породы лошадей вся работа протекала сначала в крестьянских хозяйствах, а позднее на колхозных коневодческих фермах. Государственных конных заводов, которые работали бы с ведущей породой и одновременно проводили улучшение массового крестьянского и колхозного коневодства, как это наблюдалось при выведении, например, советского тяжедовоза, в данном случае не было. Выведение новой владимирской породы — это результат зоотехнического творчества массы колхозных коневодов, пользующихся поддержкой и помощью государства, в частности, через государственные заводские конюшни и племенные рассадники.

Как новая самостоятельная порода владимирская тяжеловозная была утверждена в 1946 г.


Рис. 1 Владимирский тяжеловоз
Лошади владимирской породы (рис. 1) представляют собой тип крупной транспортной тяжелоупряжной лошади. Голова у них довольно большая, сухая, часто с выпуклым профилем, напоминающим профиль головы клейдесдалей; туловище с не очень глубокой грудной клеткой, несколько удлиненное, с округлыми ребрами; спина не всегда прямая; круп часто спущенный. Лошади на достаточно сухих, относительно высоких конечностях, оброслость которых значительно меньшая, чем у клейдесдалей; они менее подвержены мокрецам. Промеры кобыл (см): 158—163—186—22,1. Масти чаще гнедая, рыже-чалая, рыжая, реже серая.

Владимирские тяжеловозы проявляют хорошую работоспособность в сельском хозяйстве и в ломовом городском транспорте. Однако на межпородных испытаниях владимирские лошади уступали советскому и русскому тяжеловозам по скорости шага и быстроте рыси.

Среди владимирских тяжеловозов встречаются лошади особо массивные, сырые, малоподвижные, с большой оброслостью ног. В них сказывается влияние другой английской породы, а именно шайров, которых также завозили в Россию до революции, но в меньшем числе, чем клейдесдалей.

Порода довольно скороспелая, молодняк в нормальных условиях к 1,5 годам достигает веса 500 кг. В 3 года лошади поступают в расплод и на хозяйственные работы. Владимирская порода создавалась при кормлении главным образом грубыми кормами (сено и соломенная резка с посыпкой). Затраты концентратов на выращивание молодняка до трех лет ограничивались в среднем 15 ц овса.

В качестве улучшающей породы владимирская тяжеловозная используется в Ивановской, Владимирской, Тамбовской областях и Татарстане.

Михалыч:
Советская тяжеловозная порода лошадей

Относится она к числу новых отечественных пород, ее образование связано с историей развития в стране тяжеловозного коневодства. Еще в середине прошлого XIX века в Россию начали завозить бельгийских тяжеловозов — брабансонов. Они поступали и в некоторые государственные конные заводы (Хреновской, Деркульский и др.), а также в ГЗК.

После 1917 г. брабансоны заняли ведущее положение в советском тяжеловозном коневодстве. В период 1926—1929 гг. вновь была завезена значительная партия этих лошадей (192 жеребца и 66 кобыл), что укрепило племенной фонд этой породы в конных заводах и в ГЗК, куда главным образом и были направлены эти жеребцы. Для расширения фондов племенного тяжеловозного поголовья в 1930—1931 гг. из конных транспортов многих городов, не исключая и таких, как Москва, Ленинград, были изъяты ломовые лошади, пригодные для воспроизводства племенного и улучшенного крупного конского поголовья. Были проведены обследования коневодства для уточнения зоны распространения и влияния каждой породы и выявления массивов улучшенных лошадей и их качества.

С 1930-х годов даже в конных заводах и в ГЗК использовались преимущественно выращенные у себя, а не импортированные жеребцы-производители как чистопородные, так и помесные. Это имело большое значение для формирования будущей породы, так как было связано с переходом от методов поглотительного скрещивания к разведению «в себе» ранее полученных помесей. Число же выводных жеребцов в государственных конных заводах и в ГЗК значительно сократилось, а с 1938 г. ввоз в СССР тяжеловозных жеребцов-производителей был прекращен.

В 1940 г. количество помесных жеребцов-производителей в случной сети по зоне Починковского ГПР составляло 58%, а по зоне Мордовского ГПР 98% (почти весь контингент случных жеребцов). К 1948 г. выводных жеребцов-тяжеловозов почти не оставалось и в конных заводах.

В начале 1930-х годов начато внедрение методов тренинга и испытаний тяжеловозного молодняка как непременного условия направленного его воспитания и рационального ведения племенного дела в коневодстве.

В результате многолетней работы государственных конных заводов, заводских конюшен, колхозных племенных коневодческих ферм, руководимых ГПР, и колхозных коневодов был создан значительный массив племенных лошадей. Лошади этого массива хотя и происходили в той или иной мере от брабансонов, но настолько отличались от последних по ряду признаков и свойств, что их можно было уже рассматривать как самостоятельную новую породу лошадей. В июле 1952 г. этот массив лошадей и был признан новой породой, получившей название советский тяжеловоз.


Рис. 1 Советский тяжеловоз
Советский тяжеловоз (рис. 1) представляет собой сложный комплекс, поскольку в его образовании, кроме брабансонов, в какой-то мере участвовали и другие породы. Например, в зонах Александровского и Ярославского госплемрассадников, сыгравших весьма существенную роль в образовании породы советских тяжеловозов, в прошлом работали жеребцы семи различных пород до верховых включительно. Даже в государственном Хреновском конном заводе в его отделении брабансонов было 122 кобылы сложного межпородного комплекса, а производители — выводные. У лошадей, записанных в I—IV тома ГПК, в пределах пяти поколений предков значатся лошади других (не брабансоны) пород (из жеребцов таких лошадей около 74,1%, а из кобыл — 80%; даже местные, неулучшенные лошади встречаются в родословных у 51,6% жербцов и 61,9% кобыл).

Климат, почвы и растительность, а следовательно, и корма в районах, где создавалась порода советских тяжеловозов, резко отличны от тех, в которых в Бельгии возникла и существует брабансонская порода. Поступавшие в ГЗК, конные заводы или хозяйства обычно молодые бельгийские лошади-брабансоны акклиматизировались здесь и приспосабливались к жизни в новых условиях, а их свойства, в том числе и наследственность, изменялись. Континентальный климат и преобладание сухих кормов в рационе лошадей способствовали «подсушиванию» их конституции. Помеси от выводных тяжеловозов и местных лошадей или чистопородные брабансоны, рожденные в России, а позднее в СССР, изменялись еще быстрее.

Воспитание и содержание молодняка также были совсем иными, нежели в Бельгии. Длительные холодные, снежные зимы, объемистые корма, летняя сухая жара и пастьба на не столь обильных выпасах вырабатывали у лошадей неприхотливость и выносливость к кормам и условиям содержания.

Нельзя упускать и такой фактор породообразования, как влияние на протяжении нескольких поколений местной маточной основы, вовлекавшейся в работу в процессе формирования новой породы. Ведь даже при поглотительном скрещивании не могут бесследно утратиться все качества «поглощаемой» породы; особенно когда поглощение ведется до 2—3 поколений, а условия содержания помесей остаются привычными для «поглощаемой» породы, как это было в данном случае.

Требования занимавшегося разведением брабансонов населения к типу лошади и желательным хозяйственно полезным ее качествам также являлись весьма важным фактором в процессе формирования новой породы. Ценилась лошадь, малотребовательная к кормам и условиям содержания, более сухая, подвижная, чем выводные бельгийские. Нельзя упускать из виду и того, что большая часть племенных лошадей, особенно находившаяся в крестьянских хозяйствах и в колхозах, широко использовалась на всех сельскохозяйственных и транспортных работах. Условия же использования тяжеловозных племенных лошадей так же, как и все другие условия их жизни, были весьма отличны от тех, в которых работали брабансоны у себя на родине, в Бельгии.

Под воздействием в течение длительного времени всех этих факторов и сформировалась новая порода советских тяжеловозов.

По экстерьеру лошади советской тяжеловозной породы отличаются от брабансонов несколько более сухой конституцией и не столь крупными размерами. Для них характерны: средняя по величине, обычно сухая голова; мускулистая и широкая шея; низкая холка; широкая спина; часто мягкая поясница средней длины и выполненности; широкий, раздвоенный, часто свислый круп; широкая, с выпуклыми ребрами грудь; относительно короткие и сухие конечности (нередко наблюдается косолапость). Порода еще недостаточно типизирована: встречаются лошади слишком утяжеленного, сырого склада, малоподвижные. Средние промеры кобыл (см): 156—166—195—23. Масти рыжая, иногда со светлой гривой и хвостом, гнедо- или рыже-чалая, гнедая, реже серая.

Лошади советской тяжеловозной породы проявляют высокую работоспособность, доброезжесть и с 2,5-3 лет могут быть использованы на работах. Жеребцы-производители советской тяжеловозной породы являются хорошими улучшателями массового коневодства. Ими можно вести поглотительное скрещивание до высоких степеней кровности. Это обеспечивает возможность быстрого увеличения контингентов породы, а также укрупнения лошадей в массе.

Михалыч:
Бельгийские и французские тяжеловозы

Бельгия, небольшая западноевропейская страна, сыграла весьма значительную роль в коневодстве ряда европейских стран и прежде всего России и Германии. История бельгийского коневодства весьма характерна борьбой противоположных направлений. Так, в 1835 г., когда потребности сельского хозяйства и городов в крупной рабочей лошади уже вполне определись, палата депутатов решила, что для бельгийской породы необходимо значительное прилитие арабской и английской скаковой крови. А в 1857 г. в обращениях Высшего Совета земледелия Бельгии указывалось, что изобретение железных дорог, пароходов и усовершенствования сельскохозяйственных машин делают совершенно излишними рабочих лошадей, цены на которых должны упасть. Однако ни подобные решения, ни пропаганда, ни запугивание падением цен не могли изменить исторически необходимый процесс формирования тяжеловозных пород лошадей.

Михалыч:
Брабансоны
Рис. 1 Брабансон
На Всемирной выставке 1900 г. в Париже крупная бельгийская лошадь, известная под названием брабансон, была признана лучшей среди других тяжеловозных пород. Брабансоны отличаются скороспелостью и вместе с тем достаточной долговечностью. Уже в возрасте 2,5 лет молодняк включается в работу; с трех лет лошади идут в расплод. В работе брабансоны проявляют высокую работоспособность, спокойный темперамент и хорошо держат тело. Они нетребовательны к условиям содержания и кормам, но нуждаются в значительных его количествах. Высокие хозяйственно полезные качества, крепость конституции, хорошее здоровье, достаточная стойкость в передаче своих свойств по наследству, способность к акклиматизации в разнообразных условиях обеспечили этой породе широкую известность за пределами ее родины как породе, весьма ценной в ряде стран для улучшения массового коневодства и создания новых пород.

Под влиянием запросов экспорта, который в 1910 г. достигал 14% общей численности тяжеловозов Бельгии, коневоды стали стремиться к выращиванию особо крупных и массивных лошадей в расчете на успех на специальных конкурсах и аукционах. Рост брабансонских жеребцов 160—167 см, обхват груди 200—220 см, обхват пясти 25—26 см. Весят они 750—1000 кг. Масть лошадей рыжая, гнедая и чалая, реже серая и вороная. К недостаткам породы следует отнести некоторую сырость конституции, косолапость, свислость крупа, мягковатость спины.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии